15 ноября 2018 года

15 ноября 2018 года председатель Контрольно-счетной палаты Смоленской области Алексей Вячеславович Циганков принял участие в 3-м заседании Смоленской областной Думы VI созыва, на котором представил заключение Контрольно-счетной палаты Смоленской области на проект областного закона «Об областном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов»

Контрольно-счетной палатой Cмоленской области в

cоответствии с требованиями бюджетного законодательства, областным законом «О Контрольно-счетной палате Смоленской области» рассмотрен проект областного закона «Об областном бюджете на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов», проанализированы документы и материалы, представленные одновременно с законопроектом, и подготовлено заключение по предмету 1 чтения.

В соответствии с предварительными итогами социально-экономического развития области за истекший период 2018 года и ожидаемыми итогами социально-экономического развития за 2018 год сохраняется тенденция замедления экономического роста.

За 9 месяцев текущего года:

индекс промышленного производства составил 97 % и за год в целом по оценке составит 100,1 % или на 1,02 процентных пункта ниже ранее прогнозируемого;

индекс производства продукции сельского хозяйства составил 118,3 % при этом за год в целом по оценке составит 101,4 %, что ниже ранее прогнозируемого на 1,1 процентного пункта;

индекс физического объема оборота розничной торговли составил 103,1 % что на 4,9 процентных пункта выше аналогичного показателя за соответствующий период предыдущего года, в целом по оценке составит 101,5 %, что на 1,5 процентных пункта выше ранее прогнозируемого показателя;

индекс физического объема инвестиций за год в целом составит 112,4 %, что на 10,4 процентных пункта выше ранее прогнозируемого. Объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования составит 66,2 млрд. рублей, что на 1,7 млрд. рублей выше ранее прогнозируемого показателя и на 8,7 млрд. рублей или на 15,2 % больше, чем в 2017 году .

Объем валового регионального продукта за текущий год составит 288,0 млрд. рублей, что на 0,5 млрд. рублей выше ранее прогнозируемого и на 10,9 млрд. рублей выше сложившегося за 2017 год.

За истекший период 2018 года демографическая ситуация по-прежнему остается напряженной. В результате демографических и миграционных процессов среднегодовая численность постоянного населения области за 2018 год по оценке составит 942,7 тыс. человек и по сравнению с 2017 годом уменьшится на 8,6 тыс. человек.

Индекс потребительских цен за январь-сентябрь текущего года составил 102,2 %, а в целом за год оценивается в 102,9 %, что ниже ранее прогнозируемого на 1,1 процентного пункта.

По прогнозной оценке в 2018 году номинально начисленная среднемесячная заработная плата составит 28,6 тыс. рублей, что на 2,3 тыс. рублей выше аналогичного показателя за 2017 год. При этом реальные располагаемые денежные доходы населения за год составят 99 % к 2017 году.

Что касается Прогноза социально-экономического развития области на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов:

для разработки параметров областного бюджета на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов предлагается базовый вариант Прогноза, предполагающий улучшение условий для предпринимательской деятельности, улучшение бизнес-климата за счет развития промышленных парков, территории опережающего развития, снижения регулятивной нагрузки, создания и эффективной работы необходимой инфраструктуры поддержки предпринимательства.

Главной задачей в сфере демографии по-прежнему остается снижение темпов естественной убыли населения.

В 2019-2021 годах прогнозируется умеренный рост объемов производства продукции сельского хозяйства, так и  промышленного производства. Например, индекс промышленного производства на 2019 год прогнозируется 102,0%, на 2020, 2021 годы - 100,8% и 102,0% соответственно.

Планируется поступательный рост объемов инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования. В следующем году объем инвестиций должен составить почти 68 млрд. рублей, в 2020 и в 2021 году - 69,6 млрд. рублей и 71 млрд. рублей соответственно.

В среднесрочной перспективе не ожидается значительного роста реальных денежных доходов населения, так 2019 году они прогнозируются в размере 99,4 % к предыдущему году, а в 2020 и 2021 годах - 100,1 % и 100,7 % соответственно. При этом номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников будет расти: в 2019 году прогнозируются в сумме 29,6 тыс. рублей или 103,7 % к предыдущему году, в 2020 году – 30,8 тыс. рублей или 103,8 %, в 2021 году – 32,3 тыс. рублей или 105 %.

Что касается основных направлений бюджетной и налоговой политики области на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов, то основными целями налоговой политики области на 2019 год и на плановый период будут являться: сохранение сбалансированности консолидированного бюджета области; создание предсказуемой налоговой системы, направленной на стимулирование деловой активности; рост экономики и инвестиций; упорядочение системы существующих налоговых льгот путем отмены неэффективных льгот и предоставления льгот, носящих адресный характер.

Основными задачами бюджетной политики области на плановый период являются: сохранение устойчивости бюджетной системы области и обеспечение долгосрочной сбалансированности областного бюджета и бюджетов муниципальных образований области; реализация приоритетных направлений и национальных проектов, в первую очередь направленных на решение задач, поставленных в Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»; повышение открытости и прозрачности управления общественными финансами.

Областной бюджет на 2019 год предлагается утвердить сбалансированным по доходам и расходам.

Предельный объем областного государственного долга на 2019 год устанавливается в сумме 35,0 млрд. рублей; на 2020 год – 29,0 млрд. рублей; на 2021 год – 26,3 млрд. рублей и таким образом поступательно снижается, причем как по абсолютному значению, так и в процентном отношении к годовому объему доходов областного бюджета:  от 107,1% в 2019 году до 72,5 % в 2021 году.

Контрольно-счетная палата Смоленской области считает основные параметры бюджета возможными к исполнению и не видит причин не рекомендовать Смоленской областной Думе принять законопроект в 1 чтении.

31 октября 2018 года

31 октября 2018 года председатель Контрольно-счетной палаты Смоленской области Алексей Вячеславович Циганков принял участие в публичных слушаниях по проекту областного бюджета на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов.

Выступая с докладом по проекту областного бюджета на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов председатель отметил, что Контрольно-счетная палата Смоленской области считает основные

параметры бюджета возможными к исполнению и не видит причин не рекомендовать Смоленской областной Думе принять законопроект в первом чтении.

 

Контрольно-счетной палатой Смоленской области в соответствии с требованиями бюджетного законодательства, областным законом «О Контрольно-счетной палате Смоленской области» рассмотрен проект областного закона «Об областном бюджете на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов», проанализированы документы и материалы, представленные одновременно с законопроектом, и подготовлено заключение по предмету 1 чтения.

В соответствии с предварительными итогами социально-экономического развития области за истекший период 2018 года и ожидаемыми итогами социально-экономического развития за 2018 год сохраняется тенденция замедления экономического роста.

За 9 месяцев текущего года:

 индекс промышленного производства составил 97 % и за год в целом по оценке составит 100,1 % или на 1,02 процентных пункта ниже ранее прогнозируемого;

индекс производства продукции сельского хозяйства составил 118,3 % при этом за год в целом по оценке составит 101,4 %, что ниже ранее прогнозируемого на 1,1 процентного пункта.

индекс физического объема оборота розничной торговли составил 103,1 % что на 4,9 процентных пункта выше аналогичного показателя за соответствующий период предыдущего года, в целом по оценке составит 101,5 %, что на 1,5 процентных пункта выше ранее прогнозируемого показателя.

индекс физического объема инвестиций за год в целом составит 112,4 %, что на 10,4 процентных пункта выше ранее прогнозируемого. Объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования составит 66,2 млрд. рублей, что на 1,7 млрд. рублей выше ранее прогнозируемого показателя и на 8,7 млрд. рублей или на 15,2 % больше, чем в 2017 году .

Объем валового регионального продукта за текущий год составит 288,0 млрд. рублей, что на 0,5 млрд. рублей выше ранее прогнозируемого и на 10,9 млрд. рублей выше сложившегося за 2017 год.

За истекший период 2018 года демографическая ситуация по-прежнему остается напряженной. В результате демографических и миграционных процессов среднегодовая численность постоянного населения области за 2018 год по оценке составит 942,7 тыс. человек и по сравнению с 2017 годом уменьшится на 8,6 тыс. человек.

Индекс потребительских цен за январь-сентябрь текущего года составил 102,2 %, а в целом за год оценивается в 102,9 %, что ниже ранее прогнозируемого на 1,1 процентного пункта.

По прогнозной оценке в 2018 году номинально начисленная среднемесячная заработная плата составит 28,6 тыс. рублей, что на 2,3 тыс. рублей выше аналогичного показателя за 2017 год. При этом реальные располагаемые денежные доходы населения за  год составят 99 % к 2017 году.

Таким образом, за 2018 год ожидается существенное отклонение ожидаемых основных показателей социально-экономического развития области от прогнозируемых по базовому варианту, в том числе:

- отклонение показателей от ранее прогнозируемых в сторону уменьшения по индексу промышленного производства, индексу производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий и индексу потребительских цен;

- отклонение показателей от ранее прогнозируемых в сторону увеличения по индексу физического объема валового регионального продукта, индексу физического объема инвестиций в основной капитал, индексу физического объема оборота розничной торговли

Что касается Прогноза социально-экономического развития области на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов

Для разработки параметров областного бюджета на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов предлагается базовый вариант Прогноза, предполагающий улучшение условий для предпринимательской деятельности, улучшение бизнес-климата за счет развития промышленных парков, территории опережающего развития, снижения регулятивной нагрузки, создания и эффективной работы необходимой инфраструктуры

поддержки предпринимательства.

Главной задачей в сфере демографии по-прежнему остается снижение темпов естественной убыли населения.

В 2019-2021 годах прогнозируется умеренный рост объемов производства продукции сельского хозяйства, так и  промышленного производства. Например, индекс промышленного производства на 2019 год прогнозируется 102,0%, на 2020, 2021 годы - 100,8% и 102,0% соответственно.

Планируется поступательный рост объемов инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования. В следующем году объем инвестиций должен составить почти 68 млрд. рублей, в 2020 и в 2021 году - 69,6 млрд. рублей и 71 млрд. рублей соответственно.

В среднесрочной перспективе не ожидается значительного роста реальных денежных доходов населения, так 2019 году они прогнозируются в размере 99,4 % к предыдущему году, а в 2020 и 2021 годах - 100,1 % и 100,7 % соответственно. При этом номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников будет расти: в 2019 году прогнозируются в сумме 29,6 тыс. рублей или 103,7 % к предыдущему году, в 2020 году – 30,8 тыс. рублей или 103,8 %, в 2021 году – 32,3 тыс. рублей или 105 %.

Что касается основных направлений бюджетной и налоговой политики области на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов, то основными целями налоговой политики области на 2019 год и на плановый период будут являться: сохранение сбалансированности консолидированного бюджета области; создание предсказуемой налоговой системы, направленной на стимулирование деловой активности; рост экономики и инвестиций; упорядочение системы существующих налоговых льгот путем отмены неэффективных льгот и предоставления льгот, носящих адресный характер.

Основными задачами бюджетной политики области на плановый период являются: сохранение устойчивости бюджетной системы области и обеспечение долгосрочной сбалансированности областного бюджета и бюджетов муниципальных образований области; реализация приоритетных направлений и национальных проектов, в первую очередь направленных на решение задач, поставленных в Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»; повышение открытости и прозрачности управления общественными финансами.

Что касается непосредственно основных параметров проекта областного бюджета.

Общий объем доходов областного бюджета на 2019 год предлагается к утверждению в сумме 40,6 млрд. рублей с ростом на 944,4 млн. рублей или на 2,4 % в сравнении с оценкой ожидаемого исполнения на 2018 год (39,7 млрд. рублей)

Налоговые и неналоговые доходы областного бюджета прогнозируются в сумме 32,7 млрд. рублей, с ростом на 1,5 млрд. рублей или на 4,8 % к оценке ожидаемого исполнения на 2018 год (31,2 млрд. рублей)

Безвозмездные поступления прогнозируются в сумме 8,0 млрд. рублей, со снижением на 562,5 млн. рублей или на 6,6 % к оценке ожидаемого исполнения на 2018 год (8,5 млрд. рублей).

Общий объем расходов областного бюджета на 2019 год предлагается утвердить в сумме 40,6 млрд. рублей, что больше оценки ожидаемого исполнения расходов областного бюджета на 2018 год (39,6 млрд. рублей) на 977,8  млн. рублей или на 2,5 %.

Таким образом, областной бюджет на 2019 год предлагается утвердить сбалансированным по доходам и расходам.

Профицит областного бюджета на 2020 год предлагается к утверждению в сумме 505,4 млн. рублей, на 2021 год - в сумме 2,6 млрд. рублей.

В составе источников финансирования дефицита областного бюджета в 2019 году предланаются:

- кредиты кредитных организаций, по которым разница между полученными кредитами (16,8 млрд. рублей) и погашенными (16,0 млрд. рублей) составит 791,4 млн. рублей;

- бюджетные кредиты от других бюджетов бюджетной системы, по которым разница между полученными бюджетными кредитами (3,0 млрд. рублей) и погашенными (3,8 млрд. рублей) прогнозируются в сумме (-) 791,4 млн. рублей.

В иных источниках финансирования дефицита областного бюджета предусмотрено предоставление и возврат бюджетных кредитов, предоставленных местным бюджетам из областного бюджета для покрытия временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении местных бюджетов, в сумме 100,0 млн. рублей.

В основных источниках финансирования дефицита в 2020-2021 годах планируется:

- получение кредитов от кредитных организаций в объеме 13,6 млрд. рублей и 18,3 млрд. рублей соответственно;

- погашение кредитов от кредитных организаций в объеме
(-) 12,5 млрд. рублей и (-) 17,7 млрд. рублей соответственно;

- привлечение бюджетных кредитов от других бюджетов бюджетной системы в сумме 2,9 млрд. рублей и 3,1 млрд. рублей соответственно;

- погашение бюджетных кредитов от других бюджетов бюджетной системы планируется в объеме (-) 4,5 млрд. рублей и (-) 6,2 млрд. рублей соответственно.

Верхний предел областного государственного внутреннего долга по долговым обязательствам области на 1 января 2020 года предлагается установить в сумме 29,3 млрд. рублей, что соответствует размеру долговых обязательств по состоянию на 1 января 2019 года и составит 89,8 % от годового объема доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений (32,7 млрд. рублей).

Верхний предел областного государственного долга на 1 января 2021 года предлагается к утверждению в сумме 28,8 млрд. рублей, с уменьшением на 1,7 %; на 1 января 2022 года - в сумме 26,2 млрд. рублей, с уменьшением на 9,0 %.

Предельный объем областного государственного долга на 2019 год устанавливается в сумме 35,0 млрд. рублей; на 2020 год – 29,0 млрд. рублей; на 2021 год – 26,3 млрд. рублей, что составляет 107,1% в 2019 году, 84,1% в 2020 году, 72,5% в 2021 году - от годового объема доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений, и таким образом поступательно снижается.

 

25 октября 2018 года

председатель Контрольно-счетной палаты Смоленской области Алексей Вячеславович Циганков принял участие в очередном 2-м заседании Смоленской областной Думы VI созыва, на котором, в том числе, был рассмотрен вопрос о назначении на должность аудитора Контрольно-счетной палаты Смоленской области.

Постановлением Смоленской областной Думы от 25 октября 2018 года № 116 на должность аудитора Контрольно-счетной палаты Смоленской области назначена Русанова Татьяна Александровна.

Срок полномочий аудитора Контрольно-счетной палаты Смоленской области составляет пять лет.

Предложение о кандидатуре на должность аудитора Контрольно-счетной палаты Смоленской области внесено в Смоленскую областную Думу председателем Контрольно-счетной палаты Смоленской области.

Кандидатура на должность аудитора Контрольно-счетной палаты Смоленской области и представленные по ней документы рассмотрены на заседании комитета Смоленской областной Думы по бюджету, налогам и финансам на соответствие требованиям Федерального закона от       7 февраля 2011 года № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», областного закона от 23 июня 2011 года № 37-з «О Контрольно-счетной палате Смоленской области» и Регламента Смоленской областной Думы.

28 июня 2018 года

 

28 июня 2018 года председатель Контрольно-счетной палаты Смоленской области Алексей Вячеславович Циганков принял участие в очередном 52-ом заседании Смоленской областной Думы V созыва, на котором выступил с результатами внешней проверке годового отчета об исполнении областного бюджета за 2017 год и  представил заключение Контрольно-счетной палаты Смоленской области на проект областного закона «Об исполнении областного бюджета за 2017 год».

Контрольно-счетной палатой Смоленской области в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса проведена внешняя проверка годового отчета об исполнении областного бюджета за 2017 год, которая включала внешнюю проверку бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств. Кроме того, подготовлено заключение на проект областного закона «Об исполнении областного бюджета за 2017 год».

В представленном Департаментом бюджета и финансов отчете об исполнении прогноза социально-экономического развития за 2017 год отсутствует ряд отчетных данных по разделам: «Валовый региональный продукт», «Транспорт и связь», «Малое и среднее предпринимательство», «Развитие социальной сферы» и другим. Оценка исполнения прогнозируемых показателей проводилась на основании представленной информации.

Как и в предыдущие годы, отмечаются значительные отклонения фактического выполнения основных показателей социально-экономического развития от прогнозных значений, что говорит о необходимости повышения качества прогнозирования.

Индекс промышленного производства в отчетном году составил 102,2  процента, что ниже прогнозируемого на 2,0 процентных пункта.

Индекс производства по виду деятельности «Строительство» составил 97,8 процента, что выше прогнозируемого на 3,2 процентных пункта.

Индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий за 2017 год составил 101,2 процента, что ниже утвержденных прогнозируемых показателей на 0,3 процентных пункта.

Объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования - 57,5 млрд. рублей, что ниже прогнозного показателя на 4,7 процента. Вместе с тем в 2017 году отмечается увеличение индекса физического объема инвестиций по отношению к 2016 году на 3,9 процентных пункта.

Денежные доходы в расчете на душу населения в месяц составили 25 049 рублей и по сравнению с 2016 годом увеличились на 2,3 процента, при этом по сравнению с утвержденным прогнозным показателем - меньше на 1,7 процента.

Анализ итогов реализации основных направлений бюджетной и налоговой политики при исполнении областного бюджета показал следующее.

Для обеспечения благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата на территории области приняты областные законы «О налоговых льготах, предоставляемых управляющим компаниям индустриальных парков и резидентам индустриальных парков, на территории Смоленской области» и «О налоговых льготах, предоставляемых инвесторам, заключившим специальные инвестиционные контракты, на территории Смоленской области».