15 февраля 2018 года

 

15 февраля  2018 года председатель Контрольно-счетной палаты Смоленской области Алексей Вячеславович Циганков принял участие в заседании комитета Смоленской областной Думы по бюджету, налогам и финансам, на котором представил на рассмотрение депутатам Смоленской областной Думы  отчет о деятельности Контрольно-счетной палаты Смоленской области за 2017 год.

В соответствии с Федеральным законом № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», и областным законом № 37-з «О Контрольно-счетной палате Смоленской области» Контрольно-счетной палатой подготовлен отчет о деятельности за 2017 год.

В отчетном году работа палаты осуществлялась на основании плана, который состоял из экспертно-аналитической, контрольно-ревизионной и иной деятельности.

В рамках экспертно-аналитической деятельности палатой подготовлено 182 заключения, в том числе, такие традиционно объемные документы как заключение на отчет об исполнении областного бюджета за 2016 год и заключения по предметам 1 и 2 чтений проекта областного бюджета на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов.

В рамках контрольно-ревизионной деятельности проведено 16 контрольных мероприятий, которыми было охвачено 30 объектов проверок.

Особое внимание уделялось проверкам финансово-хозяйственной деятельности образовательных учреждений и учреждений здравоохранения. На долю таких проверок приходится 50 процентов от всех контрольных мероприятий.

Следует отметить объективно трудоемкие проверки бюджетов муниципальных образований. В отчетном году их два: Стабенское сельское поселение Смоленского района, Краснинский район Смоленской области.

Объем проверенных средств составил 1,4 млрд. рублей, из них: средства областного бюджета в сумме 540,5 млн. рублей; местные бюджеты в объеме 401,3 млн. рублей; средства Территориального фонда обязательного медицинского страхования проверены в сумме 316,4 млн. рублей.

Общая сумма выявленных нарушений 338,4 млн. рублей, что ниже показателя 2016 года на 26,4 %, из них:

нецелевое использование бюджетных средств на сумму

6,1 млн. рублей или в 4 раза ниже аналогичного показателя
2016 года;

неэффективное использование бюджетных средств на сумму
23,2 млн. рублей, что на 40,6% превышает показатель 2016 года;

неэффективное использование имущества на сумму
46,9 млн. рублей, что в 7,6 раза превышает показатель 2016 года;

хищение бюджетных средств на сумму 982,1 тыс. рублей или в 14,6 раза ниже аналогичного показателя 2016 года;

неправомерные (незаконные) расходы на сумму
23,6 млн. рублей, что на 28,3% превышает показатель 2016 года;

необоснованные расходы на сумму 22,2 млн. рублей или в 5,7 раза ниже аналогичного показателя 2016 года;

нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на сумму 78,4 млн. рублей что на 59,7% превышает показатель 2016 года;

нарушение правил ведения бухгалтерского учета на сумму
37,4 млн. рублей или в 4,3 раза ниже показателя 2016 года;

нарушения порядка применения бюджетной классификации Российской Федерации на сумму 319,1 тыс. рублей или в 15,2 раза ниже показателя 2016 года;

иные нарушения на сумму 99,5 млн. рублей, что в 2,6 раза превышает аналогичный показатель 2016 года.

По результатам проведения контрольных мероприятий внесено 30 представлений Контрольно-счетной палаты должностным лицам органов государственной власти и местного самоуправления Смоленской области, проверяемых организаций о принятии мер по устранению нарушений, установленных в ходе контрольных мероприятий.

В органы прокуратуры области направлено 10 материалов по результатам контрольных мероприятий, которые  рассмотрены. В целях устранения выявленных нарушений руководителям двух учреждений внесены представления, кроме того, по четырем материалам инициировано проведение проверок следственными органами и территориальными органами внутренних дел в порядке статей 144-145 УПК РФ.

Что касается иной деятельности, то в 2017 году сотрудники палаты принимали участие в семинарах, круглых столах, видеоконференциях проводимых по линии Счетной палатой Российской Федерации, а также направлялись на курсы повышения квалификации государственных гражданских служащих.

Комитет рекомендовал Смоленской областной Думе отчет о деятельности Контрольно-счетной палаты Смоленской области за 2017 год принять к сведению.

15 ноября 2017 года

15 ноября 2017 года Бюджетным кодексом, а также областным законом «О бюджетном процессе в Смоленской области» предусмотрено одновременное с проектом бюджета представление  в Смоленскую областную Думу ряда документов и материалов, на основании которых составляется бюджет. Контрольно-счетной палатой Смоленской области проведен анализ указанных документов, и подготовлено заключение по предмету первого чтения  проекта областного закона «Об областном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов».

В соответствии с предварительными итогами социально-экономического развития Смоленской области за истекший период 2017 года и ожидаемыми итогами социально-экономического развития за 2017 год сохраняется тенденция замедления экономического роста.

В январе-сентябре текущего года отмечается положительная динамика относительно соответствующего периода 2016 года по таким показателям, как: индекс промышленного производства, индекс производства сельскохозяйственной продукции, увеличилась среднемесячная начисленная заработная плата.

Сложилась отрицательная динамика объема работ, выполненных по виду деятельности строительство, оборота розничной торговли, объема платных услуг населению.

Как и в предыдущие годы, основные показатели: объем валового регионального продукта, индекс физического объема ВРП, индекс промышленного производства, индекс физического объема оборота розничной торговли, реальные располагаемые денежные доходы населения оцениваются ниже ранее прогнозируемых, а объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования, индекс физического объема инвестиций – выше ранее прогнозируемых.

Так, например, объем валового регионального продукта по прогнозной оценке за 2017 год составит 274,8 млрд. рублей, что на 8,1 млрд. рублей ниже ранее прогнозируемого, и на 9,6 млрд. рублей выше сложившегося за 2016 год. Индекс физического объема ВРП к предыдущему году по оценке составит 100,7 процента, при ранее прогнозируемом - 101,3 процентов.

В результате демографических и миграционных процессов, происходящих в области, среднегодовая численность постоянного населения Смоленской области за 2017 год по оценке составит  951,2 тыс. человек и по сравнению с 2016 годом уменьшится на 4,7 тыс. человек.

Что касается прогноза социально-экономического развития Смоленской области на 2018-2020 годы

В соответствии с пунктом 4 статьи 173 Бюджетного кодекса Российской Федерации прогноз социально-экономического развития на очередной финансовый год и плановый период разрабатывается путем уточнения параметров планового периода и добавлением параметров второго года планового периода. Однако, в пояснительной записке к Прогнозу не по всем параметрам приведены причины и факторы прогнозируемых значительных изменений, как в сторону увеличения, так и в сторону снижения.

Для разработки параметров бюджета на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов предлагается базовый вариант Прогноза, предполагающий улучшение условий для предпринимательской деятельности, улучшение бизнес-климата за счет развития промышленных парков, территории опережающего развития, снижения регулятивной нагрузки, создания и эффективной работы необходимой инфраструктуры поддержки предпринимательства.

Главной задачей в сфере демографии по-прежнему остается снижение темпов естественной убыли населения.

В 2018-2020 годах прогнозируется сдержанный рост промышленного производства. Так, индекс промышленного производства на 2018 год прогнозируется 101,12 процента, 2019 год – 104,15 процента, на 2020 год – 100,98 процента.

Также, согласно Прогнозу в среднесрочной перспективе прогнозируется умеренный рост объемов производства продукции сельского хозяйства, так среднегодовой темп роста производства продукции сельского хозяйства в 2018-2020 годах ожидается на уровне 102,8 % к предыдущему году.

Инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования в 2018 году прогнозируются в объеме 64,5 млрд. рублей, с индексом физического объема 102,01 %, в 2019 году 69,2 млрд. рублей, с индексом физического объема 103,03 %, в 2020 году 74,0 млрд. рублей, с индексом физического объема 103,05 %. Таким образом, в 2018-2020 годах планируется поступательный рост объемов инвестиций.

Индекс потребительских цен на 2018-2020 годы прогнозируется в размере 104,00 %, при сложившемся за 2016 год - 104,7 % и оценкой на 2017 год - 104,0 %, что свидетельствует об укреплении тенденции макроэкономической стабильности и является положительным фактором развития региона.

Реальные денежные доходы населения на 2018 год прогнозируются в размере 97,98 процента к предыдущему году, на 2019 год – 98,56 процента, на 2020 год – 99,04 процента. Таким образом, в среднесрочной перспективе сохранится тенденция снижения реальных денежных доходов населения, что, в свою очередь, негативно отразится на росте потребительского спроса и, как следствие, послужит фактором торможения экономического роста Смоленской области.

Прогнозируется последовательное сокращение численности населения с доходами ниже прожиточного минимума в процентах ко всему населению с 17,40 процентов в 2017 году (по оценке) до 16,0 процентов в 2020 году. Согласно Прогнозу основными мерами по снижению уровня бедности будет создание условий для роста доходов населения в первую очередь на основе ежегодной индексации социальных выплат и пенсий с учетом уровня инфляции.

Что касается бюджетной и налоговой политики на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов

Основными целями налоговой политики области на плановый период является сохранение бюджетной устойчивости, создание предсказуемой налоговой системы, направленной на стимулирование деловой активности, рост экономики и инвестиций, упорядочение системы существующих налоговых льгот.

Основными целями бюджетной политики области на   плановый период являются обеспечение долгосрочной сбалансированности и финансовой устойчивости бюджетной системы, создание условий для обеспечения максимально эффективного управления общественными финансами с учетом современных условий и перспектив развития экономики.

Касаемо непосредственно проекта областного закона.

Основные параметры бюджета озвучены предшествующим докладчиком, поэтому коротко.

Собственные доходы – налоговые и неналоговые запланированы с ростом в 2% к оценке ожидаемого исполнения за 2017 год. Поступление целевых межбюджетных трансфертов учтено к получению областью из федерального бюджета на 2018 год согласно проекту Федерального закона «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов».

Предлагаемый общий объем расходов бюджета планируется меньше оценки ожидаемого исполнения за 2017 год  на 1,7%.

     Бюджет на 2018-2020 годы предлагается профицитным в 2018 году – 66,9 млн. рублей, и 127,2 млн. рублей и 893,3 млн. рублей в 2019 и 2020 соответственно.

Верхний предел областного государственного долга на 1 января 2019 года уменьшается по состоянию на 1 января 2018 года на 0,2 %,  и с уменьшением на 0,4% и 2,9% на 1 января 2020 года и 1 января 2021 года соответственно.

Учитывая изложенное, Контрольно-счетная палата Смоленской области считает основные параметры бюджета возможными к исполнению и не видит препятствий  рекомендовать Смоленской областной Думе принять законопроект в 1 чтении

31 октября 2017 года