24 июня 2021 года

24 июня 2021 года председатель Контрольно-счетной палаты Смоленской области Алексей  Вячеславович Циганков принял участие в очередном 30-ом заседании Смоленской областной Думы, на котором выступил с результатами внешней проверки годового отчета об исполнении областного бюджета за 2020 год и представил заключение Контрольно-счетной палаты Смоленской области на проект областного закона «Об исполнении областного бюджета за 2020 год».

Контрольно-счетной палатой в соответствии с требованиями законодательства проведена внешняя проверка годового отчета об исполнении областного бюджета за 2020 год, которая также включала внешнюю проверку бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств. Проведена финансовая экспертиза проекта областного закона «Об исполнении областного бюджета за 2020 год» и подготовлено соответствующее заключение.

По результатам анализа представленных отчетных данных об основных показателях социально-экономического развития области за 2020 год отмечается следующее.

В условиях сложной экономической обстановки, вынужденного ограничения деловой активности, вызванных коронавирусной инфекцией, принятые на региональном уровне меры в сочетании с масштабной федеральной поддержкой позволили не только не допустить серьезного снижения экономических показателей, но и добиться определенных позитивных результатов, которые нашли свое отражение в цифрах основных показателей социально-экономического развития области за 2020 год, так:

- индекс промышленного производства сложился на 4,5 процентных пункта выше прогнозируемого (100,5 процента) и составил 105,0 процентов, в то время как по стране – чуть более 97-ми процентов;

- объем производства продукции сельского хозяйства составил 26,7 миллиарда рублей, что больше прогнозного показателя на 3,1 процента и меньше на 0,1 процента, чем в 2019 году;

- объем работ, выполненных по виду деятельности «Строительство», составил 27,2 миллиарда рублей, что больше прогнозного показателя на 9,2 процента и больше отчетного показателя 2019 года на 6,2 процента.

Доходы областного бюджета по общему объему за 2020 год исполнены в сумме 56,2 миллиарда рублей и в сравнении с 2019 годом увеличились в 1,2 раза.

Налоговые и неналоговые доходы исполнены в сумме 36,4 миллиарда рублей и в сравнении с 2019 годом увеличились на 3 миллиарда рублей или на 9,1 процента. Нельзя не отметить и такую положительную тенденцию, как увеличение темпа роста налоговых и неналоговых доходов в 2020 году к темпу роста 2019 года на 6,3 процентных пункта.

В сравнении с 2019 годом на 9,7 процента увеличились налоговые доходы, которые в структуре доходов областного бюджета составляют 63,4 процента от общего объема, причем по всем основным доходным источникам, формирующим налоговые доходы областного бюджета, а это - налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, акцизы, налог на имущество организаций - обеспечен рост поступлений в сравнении с 2019 годом, а по двум из них - налогу на прибыль организаций и налогу на доходы физических лиц - бюджетные назначения перевыполнены.

Безвозмездные поступления за 2020 год составили 19,9 миллиардов рублей и в сравнении с 2019 годом увеличились в 1,5 раза, из них:

- дотации из федерального бюджета выросли в сравнении с 2019 годом на 770,0 миллионов рублей и составили 5,9 миллиарда рублей;

- субсидии – выросли на 3,5 миллиарда рублей и составили 6,5 миллиардов рублей;

- субвенции – выросли на 1,2 миллиарда рублей и составили 3,3 миллиарда рублей;

- иные межбюджетные трансферты - выросли на 1,4 миллиарда рублей и составили 4,0 миллиарда рублей.

Расходы областного бюджета за 2020 год исполнены в сумме 57,0 миллиардов рублей, что составило 125,2 процента к исполнению областного бюджета по расходам за 2019 год.

Бюджет сформирован в рамках 32-х областных государственных программ, на реализацию мероприятий которых в 2020 году было утверждено более 58 миллиардов рублей или 97,6 процента от общей суммы утвержденных годовых назначений, фактическое исполнение составило 55,7 миллиарда рублей или 97,8 процента от общего объема расходов бюджета. По сравнению с 2019 годом расходы на реализацию областных государственных программ увеличились почти на 11 миллиардов рублей или 24,6 процента. Приведенные цифры – объективный показатель приоритетности программного подхода, как инструмента бюджетной политики области.

Сохранена социальная направленность расходов областного бюджета. На поддержку и развитие отраслей социально-культурной сферы направлено более 35 миллиардов рублей или 61,4 процента от общей суммы расходов бюджета.

Среди основных направлений бюджетной политики области на среднесрочный период - повышение реалистичности и минимизация рисков несбалансированности бюджета, проведение долговой политики с учетом сохранения безопасного уровня долговой нагрузки на областной бюджет.

Областной бюджет за 2020 год исполнен с дефицитом 794,7 миллионов рублей при утвержденном дефиците в размере 2,97 миллиарда рублей.

Объем государственного долга за 2020 год снизился на 2,8 миллиона рублей и составил по состоянию на 1 января 2021 года 29,3 миллиарда рублей.

В составе государственного долга наибольшая часть приходится на задолженность по бюджетным кредитам, которая по итогам 2020 года она составила 61,2 процента (17,9 миллиарда рублей). Задолженность по кредитам кредитных организаций составила 38,8 процента (11,4 миллиарда рублей).

Расходы на обслуживание государственного долга составили 649,2 миллиона рублей, что меньше утвержденных бюджетных назначений на 70,4 миллиона рублей и меньше чем в 2019 году на 68,3 миллиона рублей.

В целом, проанализировав годовой отчет об исполнении областного бюджета за 2020 год, а также проект областного закона «Об исполнении областного бюджета за 2020 год» и представленные к нему документы, Контрольно-счетная палата не установила оснований, препятствующих принятию областного закона «Об исполнении областного бюджета за 2020 год».

 

10 июня 2021 года

10 июня 2021 года в здании Дома Советов состоялись публичные слушания по годовому отчету об исполнении областного бюджета за 2020 год.

С докладом о результатах внешней проверки отчета об исполнении областного бюджета за 2020 год выступил председатель Контрольно-счетной палаты Смоленской области Алексей Вячеславович Циганков.

Контрольно-счетной палатой в соответствии с требованиями законодательства проведена внешняя проверка годового отчета об исполнении областного бюджета за 2020 год, которая также включала внешнюю проверку бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств. Проведена финансовая экспертиза проекта областного закона «Об исполнении областного бюджета за 2020 год» и подготовлено соответствующее заключение.

По результатам анализа представленных отчетных данных об основных показателях социально-экономического развития области за 2020 год отмечается следующее.

Демографическая ситуация в регионе по-прежнему остается напряженной. Тенденция снижения среднегодовой численности постоянного населения региона отмечается на протяжении нескольких лет, но в 2020 году по сравнению с 2019 годом темп этого снижения увеличился на 0,3 процентных пункта - с 0,8 процента до 1,1 процента. Коэффициент естественной убыли, который характеризует превышение числа смертей над числом рождений,  также увеличился с 7,6 до 10,0 на 1000 человек населения. 

В условиях сложной экономической обстановки, вынужденного ограничения деловой активности, вызванных коронавирусной инфекцией, в рамках реализации основных направлений налоговой политики области в отчетном году проведен ряд мероприятий, направленных на поддержание экономики и инвестиций, создание предсказуемой налоговой системы, направленной на стимулирование деловой активности, а также упорядочение системы существующих налоговых льгот.

Принятые на региональном уровне меры в сочетании с масштабной федеральной поддержкой позволили не только не допустить серьезного снижения экономических показателей, но и добиться определенных позитивных результатов, которые нашли свое отражение в цифрах основных показателей социально-экономического развития области за 2020 год, так:

- индекс промышленного производства сложился на 4,5 процентных пункта выше прогнозируемого (100,5 процента) и составил 105,0 процентов, в то время как по стране – чуть более 97-ми процентов;

- объем производства продукции сельского хозяйства составил 26,7 миллиарда рублей, что больше прогнозного показателя на 3,1 процента и меньше на 0,1 процента чем в 2019 году;

- объем работ, выполненных по виду деятельности «Строительство», составил 27,2 миллиарда рублей, что больше прогнозного показателя на 9,2 процента и больше отчетного показателя 2019 года на 6,2 процента;

Доходы областного бюджета по общему объему за 2020 год исполнены в сумме 56,2 миллиарда рублей и в сравнении с 2019 годом (46,2 миллиарда рублей) увеличились на 10 миллиардов рублей или в 1,2 раза.

Налоговые и неналоговые доходы исполнены в сумме 36,4 миллиарда рублей и в сравнении с 2019 годом увеличились на 3 миллиарда рублей или на 9,1 процента. Нельзя не отметить и такую положительную тенденцию, как увеличение темпа роста налоговых и неналоговых доходов в 2020 году к темпу роста 2019 года на 6,3 процентных пункта.

В сравнении с 2019 годом на 9,7 процента увеличились налоговые доходы, которые в структуре доходов областного бюджета составляют 63,4 процента от общего объема, причем по всем основным доходным источникам, формирующим налоговые доходы областного бюджета, а это - налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, акцизы, налог на имущество организаций - обеспечен рост поступлений в сравнении с 2019 годом, а по двум из них - налогу на прибыль организаций и налогу на доходы физических лиц - бюджетные назначения перевыполнены.

Безвозмездные поступления за 2020 год составили 19,9 миллиардов рублей и в сравнении с 2019 годом увеличились на 7 миллиардов рублей или в 1,5 раза, из них:

- дотации из федерального бюджета выросли в сравнении с 2019 годом на 770,0 миллионов рублей и составили 5,9 миллиарда рублей;

- субсидии – выросли на 3,5 миллиарда рублей и составили 6,5 миллиардов рублей;

- субвенции – выросли на 1,2 миллиарда рублей и составили 3,3 миллиарда рублей;

- иные межбюджетные трансферты - выросли на 1,4 миллиарда рублей и составили 4,0 миллиарда рублей.

Одно из основных направлений бюджетной политики области на среднесрочный период – это концентрация расходов на первоочередных и приоритетных направлениях социально-экономического развития. Одним из важных инструментов, обеспечивающих реализацию данного направления, на протяжении ряда лет является программный подход при формировании бюджета области.

Расходы областного бюджета за 2020 год исполнены в сумме 57,0 миллиардов рублей, что составило 125,2 процента к исполнению областного бюджета по расходам за 2019 год.

Бюджет сформирован в рамках 32-х областных государственных программ, на реализацию мероприятий которых в 2020 году было утверждено более 58 миллиардов рублей или 97,6 процента от общей суммы утвержденных годовых назначений, фактическое исполнение составило 55,7 миллиарда рублей или 97,8 процента от общего объема расходов бюджета. По сравнению с 2019 годом расходы на реализацию областных государственных программ увеличились почти на 11 миллиардов рублей или 24,6 процента.

Для достижения целей, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», органами исполнительной власти области разработаны региональные проекты, на реализацию которых в областном бюджете в 2020 году были предусмотрены средства в общей сумме 8,9 миллиарда рублей, что на 54,4 процента больше, чем в 2019 году. Расходы на исполнение региональных проектов составили 7,7 миллиарда рублей, что на 49,1 процента больше, чем в 2019 году.

Сохранена социальная направленность расходов областного бюджета. На поддержку и развитие отраслей социально-культурной сферы направлено более 35 миллиардов рублей или 61,4 процента от общей суммы расходов бюджета.

Среди основных направлений бюджетной политики области на среднесрочный период - повышение реалистичности и минимизация рисков несбалансированности бюджета, проведение долговой политики с учетом сохранения безопасного уровня долговой нагрузки на областной бюджет.

Областной бюджет за 2020 год исполнен с дефицитом 794,7 миллионов рублей при утвержденном дефиците в размере 2,97 миллиарда рублей.

Объем государственного долга за 2020 год снизился на 2,8 миллиона рублей и составил по состоянию на 1 января 2021 года 29,3 миллиарда рублей.

В соответствии с основными условиями соглашений, заключенных Администрацией области с Минфином в 2020 году, наша область должна была обеспечить на 1 января 2021 года:

- долю общего объема государственного долга области на уровне не более 84-х процентов суммы доходов бюджета области за 2020 год без учета безвозмездных поступлений - по итогам года данный показатель составил 80,6 процента (аналогичный показатель за 2019 год составлял 88 процентов);

- долю коммерческого долга на уровне не более 40-ка процентов суммы доходов бюджета области за 2020 год без учета безвозмездных поступлений - по итогам года данный показатель составил 38,1 процента.

В составе государственного долга наибольшая часть приходится на задолженность по бюджетным кредитам, которые являются более дешевыми заемными средствами, по итогам 2020 года она составила 61,2 процента (17,9 миллиарда рублей). Задолженность по кредитам кредитных организаций составила 38,8 процента (11,4 миллиарда рублей).

Расходы на обслуживание государственного долга составили 649,2 миллиона рублей, что меньше утвержденных бюджетных назначений на 70,4 миллиона рублей и меньше чем в 2019 году на 68,3 миллиона рублей.

Приведенные цифры наглядно свидетельствуют об успешном решении задач в сфере долговой политики.

В целом, проанализировав годовой отчет об исполнении областного бюджета за 2020 год, а также проект областного закона «Об исполнении областного бюджета за 2020 год» и представленные к нему документы, Контрольно-счетная палата не установила оснований, препятствующих принятию областного закона «Об исполнении областного бюджета за 2020 год».

22 апреля 2021 года

22 апреля 2021 года председатель Контрольно-счетной палаты Смоленской области Алексей Вячеславович Циганков принял участие в очередном 43-ем заседании комитета Смоленской областной Думы по бюджету, налогам и финансам.

В ходе заседания был обсужден отчет о деятельности Контрольно-счетной палаты Смоленской области за 2020 год, одобрены региональная и ряд федеральных законодательных инициатив бюджетной направленности.

21 апреля 2021 года

21 апреля 2021 года председатель Контрольно-счетной палаты Смоленской области Алексей Вячеславович Циганков принял участие в очередном 40-ом заседании комитета Смоленской областной Думы по законности и правопорядку.

В ходе заседания были обсуждены доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Смоленской области за 2020 год, кандидатуры в представители от Смоленской областной Думы в квалификационной комиссии адвокатской палаты Смоленской области, кандидатуры в представители общественности в квалификационной коллегии судей Смоленской области, одобрен ряд проектов региональных и федеральных законодательных инициатив по предметам ведения комитета.

21 апреля 2021 года председатель Контрольно-счетной палаты Смоленской области Алексей Вячеславович Циганков принял участие в очередном 38-ом заседании комитета Смоленской областной Думы по социальной политике.

 

В ходе заседания были одобрены концепции ряда проектов региональных и федеральных законодательных инициатив по предметам ведения комитета, рекомендовано Смоленской областной Думе принять обращение «В Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, в Правительство Российской Федерации по вопросу обеспечения мер социальной поддержки гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне».

20 апреля 2021 года

20 апреля 2021 года председатель Контрольно-счетной палаты Смоленской области Алексей Вячеславович Циганков принял участие в очередном 31-ом заседании комитета по имущественным и земельным отношениям, природопользованию.

В ходе заседания обсуждались Концепция управления и распоряжения государственной собственностью Смоленской области на 2021-2030 годы, информация Департамента Смоленской области по природным ресурсам и

экологии о возрождении на территории Смоленской области торфяной промышленности, был одобрен ряд федеральных законодательных инициатив по предметам ведения комитета.

20 апреля 2021 года председатель Контрольно-счетной палаты Смоленской области Алексей Вячеславович Циганков принял участие в очередном 34-ом заседании комитета Смоленской областной Думы по вопросам местного самоуправления, государственной службы и связям с общественными организациями.

В ходе заседания был обсужден ряд региональных и федеральных законодательных инициатив по предметам ведения комитета, а также

принялто решение о дате, месте и времени проведения дополнительного конкурса кандидатов на должность члена Молодежного парламента при Смоленской областной Думе.

19 апреля 2021 года

19 апреля 2021 года председатель Контрольно-счетной палаты Смоленской области Алексей Вячеславович Циганков принял участие в очередном  37-ом заседании комитета по экономическому развитию и инвестициям.

В ходе заседания обсужден доклад о деятельности Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Смоленской области за 2020 год, одобрен ряд проектов областных и федеральных законов по предметам ведения комитета.

 

4 февраля 2021 года

4 февраля 2021 года председатель Контрольно-счетной палаты Смоленской области Алексей Вячеславович Циганков принял участие в 40-ом заседании комитета Смоленской областной Думы по бюджету, налогам и финансам. В ходе заседания были подведены итоги работы комитета за 2020 год, одобрен ряд проектов областных и федеральных законов финансовой направленности, а также обсужден план законопроектной работы Смоленской областной Думы на 2021 год.

3 февраля 2021 года

3 февраля 2021 года председатель Контрольно-счетной палаты Смоленской области Алексей Вячеславович Циганков принял участие в 37-ом заседании комитета Смоленской областной Думы по законности и правопорядку.

В ходе заседания Смоленской областной Думе были рекомендованы к принятию ряд проектов областных законов, а также обсуждены федеральные законодательные инициативы по предметам ведения комитета.

3 февраля 2021 года председатель Контрольно-счетной палаты Смоленской области Алексей Вячеславович Циганков принял участие в 35-ом заседании комитета Смоленской областной Думы по социальной политике.

В ходе заседания обсуждалась информация о работе комитета за 2020 год, план законопроектной работы Смоленской областной Думы на 2021 год, а также были одобрены концепции ряда проектов региональных и федеральных законодательных инициатив по предметам ведения комитета.

 

1 февраля 2021 года

1 февраля 2021 года председатель Контрольно-счетной палаты Смоленской области Алексей Вячеславович Циганков принял участие в 35-ом заседании комитета Смоленской областной Думы по экономическому развитию и инвестициям.

В ходе заседания были одобрены концепции региональной и ряда федеральных законодательных инициатив по предметам ведения комитета, обсуждены итоги работы комитета за 2020 год, план законопроектной работы Смоленской областной Думы на 2021 год.

2 февраля 2021 года