28 июня 2018 года

 

28 июня 2018 года председатель Контрольно-счетной палаты Смоленской области Алексей Вячеславович Циганков принял участие в очередном 52-ом заседании Смоленской областной Думы V созыва, на котором выступил с результатами внешней проверке годового отчета об исполнении областного бюджета за 2017 год и  представил заключение Контрольно-счетной палаты Смоленской области на проект областного закона «Об исполнении областного бюджета за 2017 год».

Контрольно-счетной палатой Смоленской области в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса проведена внешняя проверка годового отчета об исполнении областного бюджета за 2017 год, которая включала внешнюю проверку бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств. Кроме того, подготовлено заключение на проект областного закона «Об исполнении областного бюджета за 2017 год».

В представленном Департаментом бюджета и финансов отчете об исполнении прогноза социально-экономического развития за 2017 год отсутствует ряд отчетных данных по разделам: «Валовый региональный продукт», «Транспорт и связь», «Малое и среднее предпринимательство», «Развитие социальной сферы» и другим. Оценка исполнения прогнозируемых показателей проводилась на основании представленной информации.

Как и в предыдущие годы, отмечаются значительные отклонения фактического выполнения основных показателей социально-экономического развития от прогнозных значений, что говорит о необходимости повышения качества прогнозирования.

Индекс промышленного производства в отчетном году составил 102,2  процента, что ниже прогнозируемого на 2,0 процентных пункта.

Индекс производства по виду деятельности «Строительство» составил 97,8 процента, что выше прогнозируемого на 3,2 процентных пункта.

Индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий за 2017 год составил 101,2 процента, что ниже утвержденных прогнозируемых показателей на 0,3 процентных пункта.

Объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования - 57,5 млрд. рублей, что ниже прогнозного показателя на 4,7 процента. Вместе с тем в 2017 году отмечается увеличение индекса физического объема инвестиций по отношению к 2016 году на 3,9 процентных пункта.

Денежные доходы в расчете на душу населения в месяц составили 25 049 рублей и по сравнению с 2016 годом увеличились на 2,3 процента, при этом по сравнению с утвержденным прогнозным показателем - меньше на 1,7 процента.

Анализ итогов реализации основных направлений бюджетной и налоговой политики при исполнении областного бюджета показал следующее.

Для обеспечения благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата на территории области приняты областные законы «О налоговых льготах, предоставляемых управляющим компаниям индустриальных парков и резидентам индустриальных парков, на территории Смоленской области» и «О налоговых льготах, предоставляемых инвесторам, заключившим специальные инвестиционные контракты, на территории Смоленской области».

Основными целями бюджетной политики Смоленской области на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов являются обеспечение долгосрочной сбалансированности и финансовой устойчивости бюджетной системы области, создание условий для обеспечения максимально эффективного управления общественными финансами с учетом современных условий и перспектив развития экономики области.

Областной бюджет был сформирован в рамках 29 областных государственных программ, на реализацию которых было направлено 36,7 млрд. рублей или 98,1 процента общего объема расходов.

Одна из основных задач бюджетной политики в отчетном году – это концентрация расходов на приоритетных направлениях, прежде всего связанных с улучшением условий жизни человека, адресном решении социальных проблем, повышении эффективности и качества предоставляемых населению государственных и муниципальных услуг.

Важнейший базовый показатель благополучия граждан и страны – это продолжительность жизни.

Согласно отчетным показателям по реализации Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в 2017 году по области:

- смертность населения в трудоспособном возрасте составила 573,5 на 100 тысяч человек населения, что ниже целевого показателя на 13 процентов;

- материнская смертность составила 11,6 на 100 тысяч родившихся живыми, что ниже целевого показателя на 70 процентов;

- младенческая смертность составила 5,7 на 1000 родившихся живыми, что ниже целевого показателя на 26 процентов.

Расходы областного бюджета в 2017 году сохранили социальную направленность. В рамках шести областных государственных программ социальной направленности общий объем расходов составил 23,1 млрд. рублей или 61,8 процента в общем объеме произведенных расходов бюджета.

Совершенствование и повышение эффективности процедур государственных закупок товаров, работ, услуг – также одна из приоритетных задач бюджетной политики.

В 2017 году Главным управлением по регулированию контрактной системы было проведено 7 209 процедур закупок на сумму 9,3 млрд. рублей. По результатам проведенных процедур закупок в 2017 году заключено 8 765 контрактов на общую сумму 7,3 млрд. рублей.

Экономия бюджетных средств по результатам проведенных процедур закупок составила 11 процентов, что превышает среднестатистический общероссийский показатель регионов.

Вместе с тем в 2017 году наблюдается снижение показателей, характеризующих как количество, так и объемы централизованных закупок по сравнению с 2016 годом.

Что касается исполнения доходной части областного бюджета - доходы областного бюджета по общему объему исполнены в сумме 38,2 млрд. рублей или 98,3 процента к утвержденным годовым назначениям. В сравнении с предыдущим годом доходы областного бюджета увеличились на 1,4 млрд. рублей или на 3,9 процента.

В структуре доходов областного бюджета налоговые доходы составляют 75,4 процента от общего объема. чтона 2,0 процентных пункта нижев сравнении с предыдущим годом.

Главными доходными источниками, формирующими налоговые доходы областного бюджета (92,9 процента), в течение ряда лет остаются: налог на прибыль организаций (31,9 процента), налог на доходы физических лиц (31,6 процента), акцизы (15,4 процента), налог на имущество организаций (14,0 процентов). Следует отметить, что в структуре налоговых доходов по сравнению с предыдущим годом увеличилась доля налога на имущество организаций и налога на доходы физических лиц на 1,2 процентных пункта каждый, а доля акцизов и налога на прибыль организаций уменьшилась на 1,2 и 1,1 процентных пункта, соответственно.

Налог на прибыль организаций поступил в сумме 9,2 млрд. рублей или 94,9 процента к утвержденным годовым назначениям. В сравнении с предыдущим годом поступления налога на прибыль уменьшились на 197,8 млн. рублей или на 2,1 процента, что обусловлено, в том числе, уменьшением ставки налога на прибыль, подлежащей зачислению в областной бюджет, с 18 до 17 процентов.

Налог на доходы физических лиц поступил в сумме 9,1 млрд. рублей или 98,8 процента к утвержденным годовым назначениям, по сравнению с предыдущим годом поступления налога увеличились на 469,8 млн. рублей или на 5,4 процента.

Поступления акцизов по подакцизным товарам составили 4,4 млрд. рублей или 99,5 процента к утвержденным годовым назначениям и по сравнению с 2016 годом уменьшились на 300,0 млн. рублей или на 6,3 процента.

Налог на имущество организаций поступил в сумме 4,0 млрд. рублей или 101,7 процента к утвержденным годовым назначениям, в сравнении с 2016 годом поступления увеличились на 373,7 млн. рублей или на 10,2 процента.

Таким образом, по двум основным доходным источникам, формирующим налоговые доходы областного бюджета (налогу на доходы физических лиц и налогу на имущество организаций), обеспечен рост поступлений в сравнении с предыдущим годом. Бюджетные назначения по основным доходным источникам, формирующим налоговые доходы областного бюджета, за исключением налога на имущество организаций, за 2017 год выполнены не в полном объеме.

Неналоговые доходы в 2017 году поступили в сумме 723,5 млн. рублей, в сравнении с 2016 годом поступления неналоговых доходов увеличились на 19,7 млн. рублей или на 2,8 процента.

Безвозмездные поступления составили 8,7 млрд. рублей, в сравнении с предыдущим годом они увеличились на 1,08 млрд. рублей, или на 14,2 %.

Что касается исполнения расходной части областного бюджета - за 2017 год она исполнена в сумме 37,4 млрд. рублей или 98,8 процента к утвержденным назначениям и по сравнению с расходами 2016 года - уменьшились на 1,2 млрд. рублей или на 3,2 процента.

В разрезе ГРБС наиболее низкий процент исполнения по расходам сложился по:

Департаменту по транспорту и дорожному хозяйству - 95,1 процента к утвержденным назначениям;

Департаменту по природным ресурсам и экологии - 96,7 процента к утвержденным назначениям;

Департаменту по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству - 97,3 процента к утвержденным назначениям.

Областной бюджет за 2017 год исполнен с профицитом 828,4 млн. рублей, сложившийся профицит на 20,8 процента ниже утвержденного профицита. За 2016 год областной бюджет был исполнен с дефицитом 1,8 млрд. рублей. Таким образом, в сравнении с предыдущим годом объем дефицита областного бюджета по абсолютной величине уменьшился на 2,7 млрд. рублей.

Объем областного государственного внутреннего долга по состоянию на 1 января 2018 года составил 29,5 млрд. рублей, что составляет 99,9 процента от объема доходов областного бюджета за 2017 год.

В сравнении с началом 2017 года объем долговых обязательств уменьшился на 3,5 млрд. рублей или на 10,5 процентов.

Структура областного государственного долга по состоянию на 01.01.2018 по сравнению со структурой на 01.01.2017 претерпела изменения:

бюджетные кредиты по состоянию на 01.01.2018 составляют 61,7 процентов от общего объема долговых обязательств, их доля в общем объеме государственного долга в сравнении с началом
2017 года увеличилась на 2,9 процентных пункта;

кредиты кредитных организаций составляют 33,7 процента от общего объема долговых обязательств, их доля в сравнении с началом 2017 года уменьшилась на 2,0 процентных пункта.

Расходы на обслуживание долговых обязательств областного бюджета составили 1,0 млрд. рублей, что меньше утвержденных назначений на 13,3 млн. рублей или на 1,3 процента.

 

9 июня 2018 года

9 июня 2018 года председатель Контрольно-счетной палаты Смоленской области Алексей Вячеславович Циганков принял участие в публичных слушаниях по годовому отчету об исполнении областного бюджета за 2017 год.

Выступая с докладом по вопросу о годовом отчете об исполнении областного бюджета за 2017 год председатель Контрольно-счетной палаты Смоленской области Алексей Вячеславович Циганков подчеркнул, что Контрольно-счетная палата Смоленской области не видит препятствий для утверждения годового отчета об исполнении областного бюджета за 2017 год.

Контрольно-счетной палатой в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса проведена внешняя проверка годового отчета об исполнении областного бюджета за 2017 год, которая также включала внешнюю проверку бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств. Проведена финансовая экспертиза проекта областного закона «Об исполнении областного бюджета за 2017 год» и подготовлено заключение на указанный законопроект.

В представленном Департаментом бюджета и финансов отчете об исполнении прогноза социально-экономического развития за 2017 год отсутствует ряд отчетных данных по разделам: «Валовый региональный продукт», «Транспорт и связь», «Малое и среднее предпринимательство», «Развитие социальной сферы» и другим. Оценка исполнения прогнозируемых показателей проводилась на основании представленной информации.

Как и в предыдущие годы, отмечаются значительные отклонения фактического выполнения основных показателей социально-экономического развития от прогнозных значений, что говорит о необходимости повышения качества прогнозирования.

Индекс промышленного производства в отчетном году составил 102,2  процента, что ниже прогнозируемого на 2,0 процентных пункта.

Индекс производства по виду деятельности «Строительство» составил 97,8 процента, что выше прогнозируемого на 3,2 процентных пункта.

Индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий за 2017 год составил 101,2 процента, что ниже утвержденных прогнозируемых показателей на 0,3 процентных пункта.

Объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования - 57,5 млрд. рублей, что ниже прогнозного показателя на 4,7 процента. Вместе с тем в 2017 году отмечается увеличение индекса физического объема инвестиций по отношению к 2016 году на 3,9 процентных пункта.

Денежные доходы в расчете на душу населения в месяц составили 25 049 рублей и по сравнению с 2016 годом увеличились на 2,3 процента, при этом по сравнению с утвержденным прогнозным показателем - меньше на 1,7 процента.

Анализ итогов реализации основных направлений бюджетной и налоговой политики при исполнении областного бюджета показал следующее.

Для обеспечения благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата на территории области приняты областные законы «О налоговых льготах, предоставляемых управляющим компаниям индустриальных парков и резидентам индустриальных парков, на территории Смоленской области» и «О налоговых льготах, предоставляемых инвесторам, заключившим специальные инвестиционные контракты, на территории Смоленской области».

Основными целями бюджетной политики Смоленской области на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов являются обеспечение долгосрочной сбалансированности и финансовой устойчивости бюджетной системы области, создание условий для обеспечения максимально эффективного управления общественными финансами с учетом современных условий и перспектив развития экономики области.

Областной бюджет был сформирован в рамках 29 областных государственных программ, на реализацию которых было направлено 36,7 млрд. рублей или 98,1 процента общего объема расходов.

Одна из основных задач бюджетной политики в отчетном году – это концентрация расходов на приоритетных направлениях, прежде всего связанных с улучшением условий жизни человека, адресном решении социальных проблем, повышении эффективности и качества предоставляемых населению государственных и муниципальных услуг.

Важнейший базовый показатель благополучия граждан и страны – это продолжительность жизни.

Согласно отчетным показателям по реализации Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в 2017 году по области:

- смертность населения в трудоспособном возрасте составила 573,5 на 100 тысяч человек населения, что ниже целевого показателя на 13 процентов;

- материнская смертность составила 11,6 на 100 тысяч родившихся живыми, что ниже целевого показателя на 70 процентов;

- младенческая смертность составила 5,7 на 1000 родившихся живыми, что ниже целевого показателя на 26 процентов.

Расходы областного бюджета в 2017 году сохранили социальную направленность. В рамках шести областных государственных программ социальной направленности общий объем расходов составил 23,1 млрд. рублей или 61,8 процента в общем объеме произведенных расходов бюджета.

Совершенствование и повышение эффективности процедур государственных закупок товаров, работ, услуг – также одна из приоритетных задач бюджетной политики.

В 2017 году Главным управлением по регулированию контрактной системы было проведено 7 209 процедур закупок на сумму 9,3 млрд. рублей. По результатам проведенных процедур закупок в 2017 году заключено 8 765 контрактов на общую сумму 7,3 млрд. рублей.

Экономия бюджетных средств по результатам проведенных процедур закупок составила 11 процентов, что превышает среднестатистический общероссийский показатель регионов.

Вместе с тем в 2017 году наблюдается снижение показателей, характеризующих как количество, так и объемы централизованных закупок по сравнению с 2016 годом.

Что касается исполнения доходной части областного бюджета - доходы областного бюджета по общему объему исполнены в сумме 38,2 млрд. рублей или 98,3 процента к утвержденным годовым назначениям. В сравнении с предыдущим годом доходы областного бюджета увеличились на 1,4 млрд. рублей или на 3,9 процента.

В структуре доходов областного бюджета налоговые доходы составляют 75,4 процента от общего объема. В сравнении с предыдущим годом доля налоговых доходов в общем объеме доходов уменьшилась на 2,0 процентных пункта.

Главными доходными источниками, формирующими налоговые доходы областного бюджета (92,9 процента), в течение ряда лет остаются: налог на прибыль организаций (31,9 процента), налог на доходы физических лиц (31,6 процента), акцизы (15,4 процента), налог на имущество организаций (14,0 процентов). Следует отметить, что в структуре налоговых доходов по сравнению с предыдущим годом увеличилась доля налога на имущество организаций и налога на доходы физических лиц на 1,2 процентных пункта каждый, а доля акцизов и налога на прибыль организаций уменьшилась на 1,2 и 1,1 процентных пункта, соответственно.

Налог на прибыль организаций поступил в сумме 9,2 млрд. рублей или 94,9 процента к утвержденным годовым назначениям. В сравнении с предыдущим годом поступления налога на прибыль уменьшились на 197,8 млн. рублей или на 2,1 процента, что обусловлено, в том числе, уменьшением ставки налога на прибыль, подлежащей зачислению в областной бюджет, с 18 до 17 процентов.

Налог на доходы физических лиц поступил в сумме 9,1 млрд. рублей или 98,8 процента к утвержденным годовым назначениям, по сравнению с предыдущим годом поступления налога увеличились на 469,8 млн. рублей или на 5,4 процента.

Поступления акцизов по подакцизным товарам составили 4,4 млрд. рублей или 99,5 процента к утвержденным годовым назначениям и по сравнению с 2016 годом уменьшились на 300,0 млн. рублей или на 6,3 процента.

Налог на имущество организаций поступил в сумме 4,0 млрд. рублей или 101,7 процента к утвержденным годовым назначениям, в сравнении с 2016 годом поступления увеличились на 373,7 млн. рублей или на 10,2 процента.

Таким образом, по двум основным доходным источникам, формирующим налоговые доходы областного бюджета (налогу на доходы физических лиц и налогу на имущество организаций), обеспечен рост поступлений в сравнении с предыдущим годом. Бюджетные назначения по основным доходным источникам, формирующим налоговые доходы областного бюджета, за исключением налога на имущество организаций, за 2017 год выполнены не в полном объеме.

Неналоговые доходы в 2017 году поступили в сумме 723,5 млн. рублей, в сравнении с 2016 годом поступления неналоговых доходов увеличились на 19,7 млн. рублей или на 2,8 процента.

Что касается исполнения расходной части областного бюджета - за 2017 год она исполнена в сумме 37,4 млрд. рублей или 98,8 процента к утвержденным назначениям и по сравнению с расходами 2016 года - уменьшились на 1,2 млрд. рублей или на 3,2 процента.

В разрезе ГРБС наиболее низкий процент исполнения по расходам сложился по:

Департаменту по транспорту и дорожному хозяйству - 95,1 процента к утвержденным назначениям;

Департаменту по природным ресурсам и экологии - 96,7 процента к утвержденным назначениям;

Департаменту по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству - 97,3 процента к утвержденным назначениям.

Областной бюджет за 2017 год исполнен с профицитом 828,4 млн. рублей, сложившийся профицит на 20,8 процента ниже утвержденного профицита. За 2016 год областной бюджет был исполнен с дефицитом 1,8 млрд. рублей. Таким образом, в сравнении с предыдущим годом объем дефицита областного бюджета по абсолютной величине уменьшился на 2,7 млрд. рублей.

Объем областного государственного внутреннего долга по состоянию на 1 января 2018 года составил 29,5 млрд. рублей, что составляет 99,9 процента от объема доходов областного бюджета за 2017 год.

В сравнении с началом 2017 года объем долговых обязательств уменьшился на 3,5 млрд. рублей или на 10,5 процентов.

Структура областного государственного долга по состоянию на 01.01.2018 по сравнению со структурой на 01.01.2017 претерпела изменения:

бюджетные кредиты по состоянию на 01.01.2018 составляют 61,7 процентов от общего объема долговых обязательств, их доля в общем объеме государственного долга в сравнении с началом
2017 года увеличилась на 2,9 процентных пункта;

кредиты кредитных организаций составляют 33,7 процента от общего объема долговых обязательств, их доля в сравнении с началом 2017 года уменьшилась на 2,0 процентных пункта.

Расходы на обслуживание долговых обязательств областного бюджета составили 1,0 млрд. рублей, что меньше утвержденных назначений на 13,3 млн. рублей или на 1,3 процента.

Следует отметить, что в сравнении с предыдущим годом расходы на обслуживание государственного долга уменьшились на 138,7 млн. рублей или на 12,1 процента, что свидетельствует о положительной динамике в достижении основных целей бюджетной политики – обеспечении долгосрочной сбалансированности и финансовой устойчивости бюджетной системы области.

В целом, проанализировав годовой отчет об исполнении областного бюджета за 2017 год, а также проект областного закона «Об исполнении областного бюджета за 2017 год» и представленные к нему документы, Контрольно-счетная палата Смоленской области не установила оснований, препятствующих принятию областного закона «Об исполнении областного бюджета за 2017 год».

22 февраля 2018 года